Главная ТОП 10
Что нужно знать о психологии трейдинга, чтобы не стать жертвой рыночной стихии?


«Мыслить, не как все»... Что означает эта распространённая фраза? Что вы понимаете под этим? Индивидуальность? Оригинальность? Самостоятельность? Должен и может ли трейдер мыслить не как все?


Что означает для трейдера модный слоган «выделиться из толпы»? Достижима ли эта цель на финансовом рынке, который представляет собой глобальную толпу финансовых игроков?


В прямом смысле слова, выделиться из толпы на рынке невозможно, поскольку трейдер не может покинуть его, и не имеет интереса наблюдать за происходящим со стороны. Однако вы можете поставить себя в совершенно особое положение, поняв законы поведения, движения и психологии толпы. Мыслить не как все, в данном случае, означает знать, как мыслят все, и использовать психологию масс для того, чтобы строить собственную выигрышную стратегию поведения.


Итак, что необходимо знать о поведении толпы и психологии трейдинга на рынке?


1. Проблема. Толпа поглощает. Оказавшись в толпе, вы будете постоянно испытывать её влияние. Толпа увлекает за собой и заставляет всех подчиняться общему течению. Находясь в толпе, человек инстинктивно идёт вслед за массой и теряет индивидуальность действий.

Как это проявляется на рынке. Вы двигаетесь по общему тренду, не понимая причин его возникновения, ставите деньги на события просто потому, что «все/многие так делают».

Что делать. Не позволяйте себе бессознательно плыть по общему течению. Контролируйте каждый свой шаг. Инвестируйте только тогда, когда понимаете смысл своих действий. Бывает, что выгодно присоединиться к решению многих, а иногда лучше пойти своей дорогой.


2. Проблема. Действия толпы аффективны. Находясь в толпе, человек склонен к принятию не до конца продуманных или даже нерациональных решений, нередко действует лишь на основании сиюминутных аффектов.

Как это проявляется на рынке. Тренд может пойти вверх или вниз без особых видимых причин, и неопытный трейдер может многое потерять, излишне доверившись ему.


Что делать. Не поддавайтесь желанию «сорвать куш» и не паникуйте, когда для того нет рациональных причин. Не следуйте не имеющим под собой логического обоснования эмоциональным порывам.


3. Проблема. Толпа «заразна». В массе людей всякое чувство, действие или настроение заразительно, и при этом в такой степени, что способно в кратчайшие роки охватывать всю толпу.


Как это проявляется на рынке. Именно таким образом на рынке случаются паники, обвалы и ажиотажи. Кто-то запускает событие, и оно в короткие сроки охватывает весь рынок, разоряя тех, кто вовремя не среагировал на него.

Что делать. Защититься от такой особенности поведения толпы на рынке нельзя, так как один человек тут мало что может изменить. Однако важно вовремя заметить появление «заразы» (стремительного обвала или ажиотажа) и успеть защититься от её последствий.


4. Проблема. Толпа импульсивна и изменчива. Как это проявляется на рынке. Не стоит излишне доверять даже самым мощным трендам и очевидным тенденциям. В любой момент толпа может изменить свой настрой, и за резким ростом котировок последует резкий спад.

Что делать. Будьте готовы к любым неожиданным поворотам рыночной ситуации. Вовремя реагируйте на каждое изменения поведения рынка.


5. Проблема. Толпа доверчива и легко поддаётся внушению. Как это проявляется на рынке. Часто этим пользуются крупные недобросовестные игроки на рынке. Они внушают трейдерам необоснованный оптимизм или, наоборот, пессимизм. Воспринятые идеи, вследствие заразительности, быстро передаются всем трейдерам, и на рынке незамедлительно возникает соответствующее настроение.

Что делать. Будьте начеку. По возможности, проверяйте и перепроверяйте любую информацию альтернативными мнениями и данными. Не доверяйте информации просто потому, что так сказал некий авторитетный источник или издание.


6. Проблема. Толпа впечатлительна. Даже самое малозначительное, но шумное и яркое событие может активизировать её доверчивость и изменчивость.


Как это проявляется на рынке. В иные моменты вся мировое сообщество трейдеров может оказаться напугано или воодушевлено всего одной неожиданной новостью, после чего последуют соответствующие действия. Что делать. Будьте осторожны. Постоянно держите руку «на пульсе» событий, не пускайте дела на самотёк.


7. Проблема. Толпа склонна к гипертрофированным эмоциям и поступкам. Она не знает сомнений и редко останавливается на половинчатых решениях.


Как это проявляется на рынке. На бирже это может проявляться в том, что даже необоснованное падение или рост стоимости валюты или другого финансового инструмента могут быть поддержаны массами трейдеров и длиться неожиданно долго. Все мировые финансовые кризисы, от Великой депрессии 1929 г. до последнего кризиса 2008 г., подтверждают это правило.

Что делать. Не надейтесь, что неблагоприятный тренд пройдёт сам собой. Всегда учитывайте и подстраивайтесь под текущие тенденции на рынке.


8. Проблема. Толпа консервативна. Новшества с трудом приживаются в ней, а авторитет той или иной идеи или убеждения связан с её привычностью и очевидностью.

Как это проявляется на рынке. Всякая новость может остаться незамеченной, если противоречит устоявшимся правилам. Например, если в конце каждого месяцы курс канадского доллара растёт, то ничто не сможет заставить трейдеров играть в это время на понижение.

Что делать. Используйте знания о твёрдых рыночных правилах, чтобы зарабатывать на них.


9. Проблема. Толпа предпочитает простые идеи. Чем внушаемая толпе идея проще, тем больший она имеет потенциал.

Как это проявляется на рынке. Вам часто предлагают «лёгкие способы разбогатеть» или «быстро заработать деньги», «100% эффективные стратегии» или «беспроигрышные» автоматизированные системы.

Что делать. Не верьте этому. Лёгких способов разбогатеть не бывает. Финансовый рынок – это очень сложная структура, в которой взаимодействует множество факторов. Не верьте тем, кто предлагает простые решения сложных проблем.


10. Проблема. Толпа не замечает противоречий.

Как это проявляется на рынке. Неоднократно можно увидеть ситуацию, когда цена валюты растёт, несмотря на все неблагоприятные прогнозы. Складывается ощущения, что масса трейдеров просто не знакома с ними. Однако вскоре объективная реальность берёт своё, и необоснованный рост сменяется обвальным падением.

Что делать. Чтобы не попасть в эту ловушку, всегда сами следите за появлением новостей и избегайте торговать в противоречивых ситуациях.


11. Проблема. Для толпы очень важны образы и ассоциации, стереотипы и штампы.

Как это проявляется на рынке. Достаточно одному и тому же тренду повторится два раза в течение дня, как все уже ждут его третьего пришествия, хотя для того может не существовать никаких объективных причин. Достаточно той или иной компании однажды испортить себе репутацию, как её акции ещё долго не смогут восстановить былые позиции, несмотря ни на какие успехи в бизнесе.

Что делать. Не поддавайтесь образам и стереотипам, мыслите своей головой, и вы сразу найдёте немало интересных решений для инвестиций.


12. Проблема. Толпа любит строить иллюзии и заниматься самообманом.

Как это проявляется на рынке. Порой эти иллюзии настолько сильны, что определяют развитие рынка на несколько дней, а то и месяцы вперёд (например, о надёжности американской ипотечной системы).

Что делать. Необходимо помнить, что любой иллюзии рано или поздно приходит неожиданный конец. Будьте к нему готовы.


13. Проблема. Толпа чрезвычайно подвержена влиянию «вожаков».

Как это проявляется на рынке. В роли «вожаков» на рынке могут выступать «гуру», эксперты, аналитики и т.д. Порой, достаточно лишь одного их мнения, чтобы диаметрально поменять настроение толпы. Нередко они пользуются этим в собственных интересах.

Что делать. Будьте осторожны, слушая красивые речи этих вожаков. Не полагайтесь бездумно на мнения экспертов и аналитиков.


14. Проблема. Толпой легко манипулировать методами утверждения и повторения. Внешне это выглядит как методичное высказывание одной и той же идеи в разных формах или же её простое повторение из фразы в фразу или из предложения в предложения.

Как это проявляется на рынке. «Вожаки» часто используют эти методы для манипуляции толпой в своих интересах. Силой слова они влияют на рыночные тренды, зарабатывая огромные деньги на противоположных действиях и разоряя доверчивых трейдеров.

Что делать. Заметив их, держитесь подальше от того, к чему призывают «вожаки». Заметив, что вам пытаются внушить какую-либо идею, остерегайтесь следовать этим словам.


15. Проблема. Толпа не любит одиночек (если только это не «вожаки»). Не стоит пытаться бросать вызов или идти наперекор толпе. Вряд ли это кончится чем-либо хорошим.


Как это проявляется на рынке. Только очень крупные игроки имеют возможность «гнуть свою» линию на рынке и зарабатывать, не обращая внимания на общие тенденции.


Что делать. Заметив на рынке какой-либо тренд, не играйте против него, а используйте его. Учитесь предвидеть поведение толпы и будьте на шаг впереди.
Please enable / Bitte aktiviere JavaScript!
Veuillez activer / Por favor activa el Javascript![ ? ]